В этой статье я предлагаю рассмотреть духовный аспект Тёмного Братства. Ведь, если смотреть на изначальную идеологию, то Братство создано по воле тёмного божества Ситиса, а если быть точнее – из любви Ситиса и Матери Ночи. На самом деле эта тема глубже, чем кажется и имеет множество несостыковок в игровом отображении, однако здесь я попытаюсь внести какую-то ясность в божественную, если так можно выразиться, часть.
Для начала давайте обозначим, кто и что такое Ситис. В мифологии Тамриэля у него много имён. В момент первой встречи со спикером Тёмного Братства, Люсьеном Лашансем, с его слов мы узнаём, что у Ситиса действительно много имён – это Хаос, Разрушение и прочие негативные проявления, однако в книге "Детский Ануад" есть ещё один эпитет, который приписывают Ситису. В "...Ануаде" говорится об Ану и его брате Падомае. Что интересно – у этих братьев, как и всех богов, есть свои имена для каждого народа: Ану и Падомай, Ануи-эль и Ситис, Ак-Эль и Сатак-Акэль, Есть и Нет. Думаю, уже нет смысла помечать, что Падомай – это и есть Ситис.
Если Ану – это Вечный Невыразимый Свет, Ситис - это Разрушающее Невыразимое Действие. Ану – это гармония и покой, а Ситис – напротив, изменение и перемены, только перемены. В некоторых книгах говорится, что именно Ситис – создатель мироздания, в других – Ситис создал мир вместе с Ану. Из смешанной крови Ану и Падомая возникли аэдра (боги), а из чистой крови Падомая – даэдра (демоны). Но все упоминания столь расплывчивы и неточны, что утверждать что-то конкретно мы не можем. Лишь делать предположения.
Но как Ситис, именуемый разрушением, может быть Создателем? Проведём аналогию с религиями нашего времени. Наша вселенная возникла именно из Хаоса, что упоминается в Библии, а Хаос – одно из множества имён Ситиса.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ситис – это Высшее Существо, Создатель, который стоит как над даэдра, так и над аэдра.
Матерь Ночи или Нечестивая Матрона, как ласково называют её члены Тёмного Братства. Начнём с того, что в течение всей игры мы слышим, что никто точно не может сказать, кто такая Матерь Ночи – обыкновенная ли женщина, дух ли, обладающий огромной силой или же просто вымысел. В начале прохождения нас «просвещают», что Нечестивая Матрона – это возлюбленная Ситиса, которая подарила ему пятерых сыновей, а миру – Тёмное Братство. Но кто она и что из себя представляет – никто так и не знает. Но, приближаясь к развязке, становится известно, что Матерь – это реально существовавшая женщина (данмер), ныне захороненная в гробнице, как ни странно, посреди города Бравил. Та самая статуя Счастливой Старушки и есть гробница. И несёт она не только функцию благословления на удачу, но для членов Тёмного Братства является ещё связью с заказчиками. Впрочем, разговаривать она изволит исключительно с верхушкой Братства – Слушателем, лишь изредка делая исключения.
Однако, в третьей части серии игр TES – Морровинд, Матерью Ночи является не только дух, но и верховные члены отделений Тёмного Братства, когда в Сиродииле Мать всего одна. Причём Матерьми могут зваться как женщины, так и мужчины.
Пелларн Асси и его "Братья Тьмы". Асси начинает свой рассказ о Мораг Тонг, как прародителе Тёмного Братства. Она сплотила до того неорганизованное общество, назвав себя Матерью Ночи. Этот же титул переняли на себя и последующие вступающие во власть главы гильдии. Однако прошлое этого человека автором не освещается.
Коллега Асси, писатель Инир Горминг в своей книге "Огонь и Тьма" выдвигает ещё более революционную версию происхождения Нечестивой Матроны. Он утверждает, что Тёмное Братство возникло в результате религиозного раскола внутри Мораг Тонг, который произошёл после убийства императора Ремана III и последующей ликвидации его преемников – гостей из Акавира, когда гильдия впервые открыто заявила о себе, чем вызвала начало государственной охоты на себя во всей империи, кроме своей родины – Морровинда. Именно там Мораг Тонг и решил искать защиту – у Трибунала. Горминг в своём труде говорит, что гильдии пришлось прекратить поклонение Мефале и обратится к Вивеку. Именно за это предательство Мефала и разгневалась на отвернувшихся от неё последователей и… начала покровительствовать Тёмному Братству. Именно её, Мефалу – принца даэдра, называют Матерью Ночи. Именно из-за предательства Мораг Тонг находятся в вечной вражде с Темным Братством.
Оба взгляда на данную ситуацию заслуживают уважения, однако же, если с ними соглашаться, появляются некоторые вопросы, на которые найти ответ нам пока не удалось.
Например, касаемо первой теории, если Матери Ночи существовали ещё в Мораг Тонге, тогда зачем им приписывается такая огромная роль, как создателям Братства? Если они прекрасно существовали и в Морровинде под именем Мораг Тонг. Вторая же теория порождает ещё больший вопрос – причём тут тогда статуя Счастливой Старушки в Бравиле и какова роль призрака в гробнице? Неужели же сама Мефала явилась герою в обличие того призрака Матери Ночи?
Но существует также третья версия того, откуда появилось Братство и Нечестивая Матрона. Энрик Милнес, известный по своей книге «Алик'р», повествует нам о встрече с самой Матерью Ночи в своём труде "Святой свидетель". И этот труд частично расставляет все точки над «i». Он говорит, что ему довелось побывать на тайной встрече Тёмного Братства и пообщаться с самой Матерью. Взяв с писателя клятву молчать, она рассказывает, что когда-то была воровкой, ещё с начала основания Гильдии Воров, и не раз убивала своих жертв, понимая, что красть у трупа несколько проще, чем у живого человека, к тому же если у него есть враги, можно получить двойную награду. Ей захотелось привнести аспект убийства в процесс кражи, но Гильдия Воров этого не одобрила, поэтому ей пришлось оставить свой прежний заработок. Однако у неё быстро появился другой. На теле жертвы она оставляла свой особый знак – в глазницы вставляла по камушку – чёрный и белый. Вскоре у будущей Матери появились заказчики и единомышленники, среди которых были и бывшие члены Мораг Тонг, покинувшие организацию после того, как она начала разваливаться. Примерно с этого и момента и обозначило своё существование Тёмное Братство. В качестве культового божества был избран Ситис, ради которого и проливается кровь.
Так откуда же взялась эта вечная вражда Мораг Тонг и Тёмного Братства? На данный момент мы можем выделить несколько причин. Если верить книге "Святой свидетель", то Мораг Тонг просто не пришли в восторг от того, что часть их братьев переметнулась на сторону конкурентной организации. Но более часто фигурирует другая причина. Если Мораг Тонг исполняют исключительно юридически оформленные заказы, являясь своеобразным политическим оружием, то Тёмное Братство, напротив, берётся за любой контракт, не зависимо от положения в обществе заказчика. По мнению ассасинов Морровинда, действия Братства оскверняют священный процесс убийства во имя ненависти денежной оплатой.
Однако же я не считаю верным думать, что Тёмное Братство убивает исключительно ради наживы. Вспомним слова Винсента Вальтьери, вампира, что встречал нас в убежище Чейдинхола: «…но мы не спасатели, Ситису нужна кровь». То есть Братство в первую очередь удовлетворяет потребности божества, а золото за контракт – всего лишь приятный бонус и оплата риска. Можно посчитать, Ситис просто более кровожаден, чем Мефала и для него также не имеет разницы, насколько «голубая» кровь пролита в его честь.
Также не до конца раскрывается присущность статуи Счастливой Старухи в Бравиле к Братству. Нет, во время игры мы видим её непосредственное отношении к наёмникам, однако книга Сафира Лонглита "Дитя Нибен" опровергает наши домысле. В книге автор утверждает, что статуя действительно возведена в честь одной удачливой Леди аж в Первую эру, когда Тёмное Братство по идее ещё не существовало…
А вопрос о божественном аспекте Тёмного Братства остается открытым. Его вы можете обсудить на нашем форуме.
Выражаю благодарность за помощь в подготовке статьи и сбор материала пользователям Anch и Eva.
Материал взят с Tales of Tamriel.